Главными «героями» национальной истории всегда становятся люди, которые способствовали становлению и укреплению государства, служат символами его мощи и достижений, являются выразителями национального духа. К таким персонажам, в первую очередь, относятся государственные и политические деятели, военачальники, деятели культуры и науки, «народные герои». Образы людей, которые повлияли на историю страны, зачастую мифологизируются и становятся ключевыми в коллективной памяти народа. Одним из таких героев истории России в XX в., безусловно, является Георгий Константинович Жуков – «Маршал Победы».
В ноябре 2011 г. отделом воспитательной работы и музеем истории УрГПУ был проведен конкурс эссе, посвященных 115-летию Г.К. Жукова. В конкурсе участвовалиболее 50 студентов и аспирантов УрГПУ. Самое активное участие в конкурсе приняли студенты института педагогики и психологии детства, института социального образования, института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, института психологии, безопасности жизнедеятельности, исторического и географо-биологического факультетов.
Анализ представленных на конкурс работ позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что большинство участников конкурса при написании работ использовали легкодоступные источники информации: телевидение, электронные энциклопедии «Википедия», «Хронос» и др. К сожалению, практически никто из участников конкурса не обратился к историческим источникам, прежде всего – к источнику личного происхождения – мемуарам самого Георгия Константиновича. Вследствие этого, большинство работ содержали сухую информацию биографического характера: «Георгий Жуков – великий военачальник, маршал, министр обороны СССР. Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победы»…», «Родился 19 ноября 1896 года…» «Был призван в армию…» и др. Такие эссе получились неэмоциональными, неинтересными и не позволили авторам представить собственную точку зрения на образ Жукова.
Некоторые студенты честно признались, что до начала работы над эссе они почти ничего не знали об этом историческом деятеле: «Стыдно признаться, но, увидев тему эссе „Маршал Победы Г.К. Жуков“, я первым делом спросила у сокурсников: „А кто это?“ Я не могла припомнить, в каких боях отличился этот Жуков. Что полезного сделал для Отечества этот Жуков? В каких годах примерно жил этот Жуков?...».
В ряде работ при характеристике Жукова встречались практически одинаковые фразы, которые можно считать некими штампами, возникшими еще в советское время и укоренившимися в сознании молодежи со школьных лет под влиянием педагогов и родителей: «Жуков – один из самых известных и прославленных советских полководцев», «выдающаяся личность в истории России», «Жуков имел репутацию опытного, храброго, умелого военачальника, проверенного в боях», «Жукова бросали на самые опасные участки фронта», «Жуков принимал Парад Победы» и др.
Наряду с позитивными оценками, в некоторых работах встречались штампы, которые, очевидно, были сформированы уже в постсоветское время под влиянием тенденции к разоблачению «белых пятен» в прошлом советского государства и демифологизации истории нашей страны: «бессмысленная жестокость и бесчеловечность Жукова», «бессовестный карьерист», «малограмотный военачальник», «мясник», «унтер-офицер, ставший маршалом» и т.д.
Конкурс показал, что немногие способны соединить такие полярные оценки и критически осмыслить найденную информацию. Большинство эссе носят либо апологетический характер, либо содержат резко отрицательные оценки. Только несколько авторов предприняли попытку представить разные точки зрения, подкрепить их свидетельствами современников и сделать собственный вывод, стремящийся к объективности.
Национальные героиобъединяют народ и позволяют гордиться прошлым страны, которое является основой национальной идентичности. Проведенный конкурс показал, что образ Жукова, также как и вся история Великой Отечественной войны, носит в исторической памяти современного российского студенчества фрагментарный, часто мифологизированный, характер. Формирование образа национального героя в сознании современных учащихся происходит под влияниемшколы, семьи и средств массовой информации. Сегодня телевидение и интернет предлагают большой объем информации, которая не всегда может объективно и критично восприниматься молодыми людьми, поэтому особое значение приобретает деятельность педагогов, которые работают над сохранением исторической памяти.
|