Вы здесь: Главная Основная экспозиция

Основная экспозиция
1990-е

На рубеже эпох (СГПИ – УрГПУ)

В высшей школе стали восстанавливаться российские традиции прошлых столетий, в частности, элементы самоуправления. С 1989 года высшая университетская должность получила выборный статус. Первым избранным ректором стал Борис Алексеевич Сутырин. В 1994 году прошли вторые выборы ректора, во главе УрГПУ встал Владимир Дмитриевич Жаворонков, осенью 1999 года он повторно был избран руководителем УрГПУ, а с 2005 года на должность ректора был избран Борис Михайлович Игошев.

«Ректорскую команду» на протяжении 1990-х гг. составляли: 1-й проректор – В.В. Коркунов, проректор по научной работе и международным связям – Б.М. Игошев, проректоры по учебной работе - А.П. Прядеин, Г.П. Сикорская, И.Н. Немыкина, проректор по научной работе – В.Н. Соловьев, по финансово – экономическим вопросам – Л.П. Пачикова, Н.И. Мишачкина, по административно – хозяйственной работе – Н.Г. Колчин, В.П. Чистяков, по административно – кадровому управлению – Л.П. Толстых.

Демократизация внутренней жизни вуза связана не только с с выборностью его администрации, но и «открытостью» работы ректората. В 1995 году была широко обсуждена в подразделениях УрГПУ и принята Программа развития УрГПУ на 1995- 1999 гг., в которой определены как болевые точки в жизни вуза. Так и пути превращения университета в региональный центр образования и педагогической науки. В 1997 году на конференции трудового коллектива был принят Устав УрГПУ. Начиная с 1994 года, один раз в три года между коллективом университета и администрацией заключается коллективный договор, регламентирующий обеспечение нормальных условий обучения и труда студентов. преподавателей и сотрудников.

Значительно повысилась в последнее десятилетие роль Ученого совета УрГПУ в решении всего спектра организационных, учебно – методических, научных, кадровых, хозяйственных проблем. Члены совета разделяют ответственность за настоящее и будущее университета, совместно разрабатывая Программы перспективного развития вуза. Определяя приоритеты и размеры затрат на создание новых структурных подразделений, развитие тех или иных направлений научных исследований.

Все заметнее заявляет о себе как о полноправном участнике управленческого процесса наше студенчество. С целью организации социальной защиты и воспитательной работы студентов была введена должность проректора по социальной и воспитательной работе (Б.И. Лившиц, А.А. Шайдуров, В.А. Середа.)

В 90-е годы изменениям подверглась структура вуза, в его составе появились новые факультеты: в 1991 г.- социальной педагогики, в 1992 г.- исторический, в 1993 г.- экономический, в 1997 г.- психологический.

Во второй половине 90-х гг. разветвленность некоторых факультетов потребовала их объединения в более крупные подразделения – институты и департаменты. В 1996 г. Создан Институт специального образования под руководством А.Н. Нигаева, Департаметн психолого-педагогического образования под руководством А.С. Белкина, Департамент педагогики и психологии детства под руководством И.Р. Колтуновой, Департамент социально-гуманитарных наук под руководством Л.Я. Рубинной, в 1997 году- Институт физической культуры и спорта под руководством В.В. Константинова. К 2000 г. В составе вуза – 14 факультетов. На которых обучение ведется по 24 специальностям.

Начиная с 1989/90 учебного года, обучение на всех факультетах осуществлялось в соответствии с новыми учебными планами. С 1992 г. УрГПУ включен в число экспериментальных вузов по апробации многоуровневой и многоступенчатой системы подготовки кадров.
В 1990-е годы получить педагогическое образование стало возможным в филиалах вуза в городах области. Первым опытом стало открытие общепедагогического факультета в Каменске – Уральском в 1989 году. В настоящее время работают представительства в Каменск – Уральском, Ревде, Серове, Асбесте, Первоуральске.
К концу 1990-х гг. в УрГПУ действовало 19 студенческих отрядов: 10 педагогических, 5 строительных, пять проводников. Они работают в летних лагерях для школьников в Свердловской , Тюменской областях, Краснодарском крае, на стройках Ханты – Мансийска, Алапаевска. Екатеринбурга, Рефтинского и др. Помощь в заключении договоров, координации их деятельности осуществляется отделом внеучебной работы. под руководством И.С. Шахновича.
Студенческий клуб, под руководством О.Н. Суриковой, поддерживает творчество самодеятельных коллективов. организует общеуниверситетские праздники: День первокурсника, конкурсы студенческой семьи, «мисс УрГПИ» и т.п.

Студенческий профсоюз, возглавляемый Е.Н. Дружининой, заботится не только о социальной защите своих членов, но и культурно – массовых действах, становясь одним из инициатором ежегодной с 1996 г. спортивной Универсиады УрГПУ, поддерживая традиции вуза и связь поколений, благодаря встречам студентов с ветеранами вуза в День пожилого человека, в день Победы 9 мая. В целом за последнее десятилетие ХХ века для различных образовательных учреждений в университете было подготовлено свыше 55 тысяч учителей по 24 специальностям.

Начиная с 1993 года, в УрГПУ открыты 11 диссертационных советов, в которых проходят защиты по 41 научной специальности. В 1994 году создан и продолжает свою работу Совет по научной работе педвузов Уральского региона. В университете открыты и действуют региональные отделения трех общественных академий: Российской академии социальных наук, Академии информатизации образования, Международной академии наук педагогического образования.

Преподаватели вуза являются авторами ряда учебников и учебных пособий. Например. нет в Свердловской области учителей информатики, кто бы не использовал в своей работе учебник «Основы информатики и вычислительной техники», созданный преподавателями математического факультета А.Г. Гейном, В.Г. Житомирским, Е.В. Минецким, М.В. Сапиром и В.Ф. Шилоховичем. За лучшее учебное пособие по литературоведению в 1998 г. Н.Л. Лейдерман получил грант Института «Открытое общество». Одновременно выходят периодические издания по педагогике (А.С. Белкин), по филологии (Н.Л. Лейдерман), по психологии (А.Э. Пятинин), по педагогической информатике (в соучредительстве с ИИО). В исследовательскую деятельность вовлечены не только преподаватели, но и студенты университета. В 1996 году УрГПУ получил статус головного вуза, координирующего научную студенческую работу по гуманитарному и психолого – педагогическому направлениям среди вузов Свердловской области. Последнее десятилетие ХХ века расширило зону внешних контактов УрГПУ, установились прочные деловые контакты с коллегами из Нидерландов, Германии. США, Китая, Бельгии, Испании.

С 1992 года университет включился в долгосрочный проект по совместным научным исследованиям проблем реформирования образования и обмену преподавательскими кадрами с США в рамках двух грантов UCI. Плодотворное сотрудничество вылилось в проведении пяти международных конференций, из которых три прошли на базе УрГПУ, две – в Северо-Восточном Иллинойском университете (г. Чикаго), в индивидуальных проектах приняло участие более 70 человек. В рамках УрГПУ действовал Американский центр.

В стенах УрГПУ повышали уровень знания русского языка студенты из Китая и Турции. С 1993 по 1999 г. в стенах УрГПУ располагался Центр французского языка посольства Франции в России, созданный совместными Российско-французскими усилиями в рамках договора Нанси-2. В развитии данного сотрудничества заведующая кафедрой экологии профессор Г.П. Сикорская и декан исторического факультета доцент Т.Г. Мосунова стали участниками творческого коллектива по написанию книги по истории и культуре России для французов, интересующихся нашей страной. Книга на французском языке вышла осенью 1999 года.

Ежегодно преподаватели и студенты университета участвуют в конкурсах и выигрывают гранты различных зарубежных фондов на проведение научно-исследовательской работы, принимают участие в международных конференциях и семинарах.
 
Сохранение педагогического образования на Урале во многом зависит от эффективности развития Уральского государственного педагогического университета, который имеет мощный потенциал. Учитывая это обстоятельство и строится стратегия на ближайшую перспективу.