Субботна Мария Александровна |
Мне не раз довелось присутствовать при встречах Марии Александровны Субботиной с ветеранами, бывшими и нынешними преподавателями и сотрудниками нашего университета. Беседы всегда были теплыми и содержательными. Откладывались текущие дела, и в неспешном разговоре обозначалась связь времен. Глобальные события 30-х и последующих десятилетий увязывались с институтским прошлым. Речь шла и о факультетских, и о кафедральных коллективах, и о нашем вузе в целом. Особенно интересны были рассказы о личных судьбах – счастливых и трагических, потерянных и вновь нашедшихся, ушедших из жизни молодыми и доживших до весьма преклонного возраста. Встречи у музейного «костерка» имели продолжение – отыскивались документы, оформлялись стенды, отмечались юбилеи, шла переписка, поступали новые экспонаты в музей. Душою этих встреч была Мария Александровна, так много сделавшая для становления и развития нашего музея. Рассказывала Мария Александровна и о себе. Родом она из рабочего поселка Баранча, где и прошло ее детство. Со школьной скамьи определилась со своим признанием – история. Окончила исторический факультет Свердловского пединститута, связав всю дальнейшую жизнь с этим вузом. Трепетно Мария Александровна вспоминала годы учебы и первые шаги в преподавательской деятельности. Они совпали с периодом Отечественной войны и послевоенным временем. Считала, что ей очень повезло: училась у выдающихся историков- педагогов (Н. П. Руткевич и др.), а позже и работала с ними: читала основные курсы, вела практические занятия. Любила студентов, и была любима ими. Много славных дел на счету у Марии Александровны. Вот лишь два из наиболее впечатляющих. Когда в 50 – е гг. исторический факультет «ушли» в УрГУ, Мария Александровна осталась в институте, став руководителем педагогической практики. Она и возглавляла отдел педпрактики, и являлась его единственным штатным сотрудником. Очень быстро «отдел» оброс полезными связями не только со всеми факультетами, но и многими школами, их директорами, завучами, учителями. Везде наших студентов принимали охотно. Многие традиции педпрактики, заложенные «под началом» Марии Александровны, живы и сегодня. После ухода Марии Александровны на пенсию важнейшим делом ее жизни стал музей. Она и здесь нашла хороших помощников. Начинала Мария Александровна вместе с Н. Н. Головиной, и этот дуэт явился замечательным сочетанием знания, мудрости и энергии, интереса и исполнительности. В моей памяти навсегда останутся время и события, обозначившие рождение и открытие музея, определение разделов музея, его экспозиций, содержания каждого планшета-стенда и их оформление, кропотливая работа с художниками, прием исполненного ими, размещение экспонатов и чувство усталости и глубокого удовлетворения от сделанного. Мария Александровна радовалась каждому светлому, как она говорила, «лучику» в жизни музея, создание мемориала педагогам, павших в Отечественной войне, и интересных экспозиций в холле перед залом музея, пополнение экспонатами собственно музея и т. д. будучи в преклонном возрасте и тяжелобольной, она спешила. Как она хотела успеть реализовать свои обширные замыслы! Мария Александровна была строга и требовательна, но ни к кому она не предъявляла таких высоких требований как к самой себе. Сегодня она соглашалась, что «сразу все не сделаешь» и «нужно жить поспокойнее», а назавтра все повторялось. В ее планах значилось многое, обновление старых и создание новых экспозиций, установление тесных контактов с музеями других вузов, превращение нашего музея в открытое и гостеприимное подразделение университета для преподавателей, сотрудников и студентов, их научной и учебной работы. Исключительное значение Мария Александровна придала укреплению связей с ветеранами УрГПУ, живыми носителями ее истории. И они ценили это, охотно бывая в музее и общаясь с Марией Александровной и ее помощниками. Сегодня, особенно отчетливо понимаешь, как талантливо Мария Александровна прошла свой жизненный путь, а ее яркие личные качества помогли ей, а по ее замыслам и всем нам сделать много полезного и поучительного. (А.М. Лушников)
|