Вы здесь: Главная Персоналии Педагоги СГПИ Руткевич Н.П.

Педагоги СГПИ
Руткевич Н.П.

К 75-летию исторического факультета

Николай Паулинович Руткевич

Не менее значимым для исторического факультета тридцатых – сороковых годов является Николай Паулинович Руткевич (2.01.1894 – 2.11.1949 гг.). Он родился 2 января 1894 года в городе Киев. Его отец был чиновником казенной палаты; умер в 1926 году; мать – учительница.

«Учился Николай Паулинович в Черниговской мужской гимназии, затем в коллегии Павла Галагана в Киеве, которую окончил в 1912 году. Поступил в Киевский университет на историко–филологический факультет здесь он специализировался по истории стран запада, под руководством профессора Ардашева. Уже в студенческие годы, овладев в совершенстве французским языком, стал автором переводов ряда французских документов XVI – XIXвв.. История Франции, французской революции стала любимой темой Николая Паулиновича и темой первого в его жизни урока. Именно по этой теме вышла первая работа Руткевича «Наказы третьего сословия Аррасского бальяжа в 1789 г.», эта работа вошла в хрестоматию по всеобщей истории, которая была издана в 1915 г.

 

В 1917 году, до окончания университета, Николай Паулинович поступил на работу, учителем в Липовецкой городской гимназии. В 1918 году держал государственный экзамен, для чего приезжал в Киев. В Липовце учительствовал с 1917 по 1923 годы. Со времени прихода Советской власти в Липовец (весна 1919 г.), стал работать в органах народного образования, принял участие в составлении хрестоматии источников по Новой истории. В эти же годы много работал над самообразованием, изучал марксистскую литературу. Был организатором первых советских профессиональных союзов среди учительства Липовецкого уезда. В 1923 году был переведен в город Бердичев, к которому отошел Липовецкий уезд. Руткевич здесь заведовал Вечерним рабфаком и был лектором Высших педагогических курсов по истории (с трехлетним сроком обучения).

 

В 1926 году, с образованием в Киеве научно-исследовательской кафедры марксизма-ленинизма был принят в число аспирантов и переехал в Киев. Здесь, одновременно с учебой в аспирантуре работал в отделе народного образования в качестве инспектора-методиста. С 1927 года был принят в Киевский кооперативный институт, где вел сначала семинары, а затем самостоятельный курс по истории экономических учений.

 

В 1929 году приглашен в Нежинский институт народного образования (Пединститут) заведующим кафедрой политической экономии и истории экономических учений. В 1931 году был утвержден Государственным научно-методическим комитетом УССР в звании профессора.

 

В 1932 году перешел на работу в Краснодар, заведовал отделением в Педагогическом институте и с организацией факультетов, стал деканом историко-экономического факультета.

 

С 1935 года по 1949 работал в Свердловске, в СГПИ, был деканом факультета с 1940 – 1945 гг. Образование, которое получил Руткевич в Киеве, не имело педагогического уклона, поэтому все методики он был вынужден осваивать сам. В итоге, с помощью беспрестанного самообразования, Николай Паулинович достиг больших высот в педагогическом мастерстве. Это можно понять из его слов: « - любовь к профессии учителя – источник личной уравновешенности и великая помощь в преодолении трудностей жизни. Она не только источник личного счастья, она верный путь к тому, чтобы стать полноценным членом общества, ибо в первую очередь именно через профессию мы включаемся в общественную жизнь».

 

«Переехав в Свердловск, Николай Паулинович поселился в небольшой квартире с печным отоплением («без удобств»), в которой, особенно в войну, семья Руткевичей (жена – Виктория Александровна Борщевская - Скитская и двое детей ) страдала от холода. В зимнее время его можно было видеть дома в старом теплом пальто. Скудным было и питание. Страдал Николай Паулинович и от отсутствия табака. Тяжело складывались отношения и с партийным руководством, так как Руткевич был человеком принципиальным, то принимал к себе на кафедру не по происхождению и партийному принципу, а по способностям, от чего и страдал, потому - что ими оказывались люди, находившиеся в опале. Так под свою ответственность Руткевичем были приняты на работу Застенкер Н.Е. и Сюзюмов М.Я. (до этого он работал учителем в средней школе), эти люди долгое время находились под наблюдением органов госбезопасности (сам Николай Паулинович был беспартийным).

 

Н.П. Руткевич был прекрасным лектором. «Для него типично сочетание строгой науки с мастерством художника». Новеллы-портреты, картины важных событий позволяли видеть и слышать исторические события, причем он не играл, а рисовал по документам, логично и доказательно, с обдуманными приемами для запоминания, с картой, с меловой схемой. Лекция всегда была цельной. Теме всегда предшествовала не просто литература, а историографический очерк, на марксистской основе. Слушатели становились участниками анализа действий, оценок, документов. Любил анализировать художественные версии исторических событий, как средство оживления истории, способствующее формированию исторического мышления. Он умел чувствовать аудиторию и чувствовать ее, хотя мог долго читать, закрыв глаза. На кафедре Всеобщей истории, которой руководил Руткевич, находились и методисты – руководители практики студентов в школе. Сам Руткевич впервые в городе стал читать лекции по методике обучения истории в школе. Он посещал уроки учителей и студентов, сам давал свои уроки. Кабинет истории в период работы Николая Паулиновича стал научной лабораторией, центром учебно-консультационной работы.»

 

На факультете Николай Паулинович преподавал не только Новую историю, но и историю дипломатии и международных отношений. Важнейшим достоинством его лекционного курса являлось в успешно реализуемом стремлении выявить механику формирования внешней политики того или иного государства, обнаружить скрытые силы, с которыми вынуждены считаться самые могущественные самодержцы. Однако студентов больше интересовали живописные «портреты» Талейрана или Меттерниха, колоритные картины столкновений на конференциях и конгрессах, рассказы о возникновении кровопролитных конфликтов и войн , Таким образом, возникал эффект сопричастности, хотя в лекторских манерах Руткевича не было актерства, но ему были присущи аффектация или стремление перевоплотиться в персонажей своих лекций . Во время экзаменов, Николай Паулинович становился строгим и требовательным экзаменатором. Так выслушав ответ на экзамене он мог осведомиться: « А в каком художественном произведении отражены эти события?» Не желая получить пониженную оценку, студенты штудировали не только научную, но и художественную литературу. Так же Руткевич часто комментировал ответы каждого отвечающего, четко объясняя учащемуся, в чем он не прав, а где его сильные стороны. Были у Николая Павлиновича и любимые «штампы»: «Со времен Кулагиной я не слышал такого ответа!» (это означало, что студент произвел своим ответом очень благоприятное впечатление), но был и другой «штамп»: «Вот, товарищ, идеально ничего не знает!».

 

Таким образом, Николай Паулинович Руткевич, благодаря его неутомимой и бесстрашной деятельности, может быть внесен в список первых светил нашего восстановленного, цельного факультета, который существует уже 75 лет (в статусе факультета – 1934 г.). Именно благодаря активной работе Николая Паулиновича, было сформировано в короткий срок мощное ядро новой кафедры Всеобщей истории, составлено первое на Урале пособие по методике преподавания истории в школе, создана полноценная система прохождения педагогической практики в школах города, внедрена в обучение, сначала студентов, а затем и школьников, комплекс цветных атласов ( с «подвижными» границами) и контурных карт. Благодаря Николаю Паулиновичу и Серафиму Владимировичу вышел в свет сборник «Ученые записки» (1938 г.).

 

Безусловно, что имя Николая Паулиновича Руткевича должно надежно войти в память нашего факультета – как отца-основателя Истфака!