Александр Максимович Лушников (31.08.1924 - 16.09.2010) - кандидат педагогических наук, профессор. Долгое время он был проректором по научной работе СГПИ (УрГПУ) (1967–1988). Участвовал в Великой Отечественной войне: сражался под Сталинградом, где командовал ротой автоматчиков, на Курской дуге, был серьезно ранен, попал в плен. Из плена бежал и после всего пережитого "проходил проверку" (на доверие) - работал в шахтах Пермской области.
Александр Максимович - кавалер орденов Великой Отечественной войны, был удостоен званий "Отличник народного просвещения", "Ветеран труда", награжден орденами "Знак почета" и "Дружбы народов", 10 медалями, среди них - "За победу над Германией", "За доблестный труд" и др.
Учитель по призванию, он почти 60 лет отдал педагогической и научной деятельности, около 40 из которых проработал в нашем вузе. Это был истинно русский интеллигент - мудрый, порядочный, принципиальный человек, обладающий педагогическим тактом и чувством юмора, и он всегда мог дать добрый совет как в профессиональной деятельности, так и в жизненной ситуации.
Александр Максимович вспоминал о своем боевом пути:
«Для меня война началась с 1942 года, когда я сел в свой первый военный эшелон. Вообще-то, 17-летних на войну не брали, пришлось пройти несколько комиссий, доказывая, что я могу воевать. Ехали дружно, шутили, разговаривали, гадали, в какой род войск попадем. Я был уверен, что буду танкистом – об этом шла речь в обкоме комсомола, когда давали согласие на мой уход на фронт. К тому же в школе нас, комсомольцев, обучили работать на тракторе, и поскольку я овладел этой машиной, то решил, что и с танком справлюсь.
По прибытии в Москву нас пересадили на эшелон, отправляющийся в Раменское. Там располагались несколько воздушно-десантных корпусов, понесших большие потери в боях под Москвой. В 10 воздушно-десантной бригаде, куда мы попали, старослужащих остались единицы.
С февраля по июль 1942 г. нас обучали собирать парашют, прыгать, вооружили пистолетами-пулеметами Шпагина (ППШ). В Раменском я окончил младшую школу командиров. В июле немецкие войска стали наступать на Сталинград, и нас срочно отправили туда. Следы войны увидели сразу: над головой летали самолеты, лежали непогребенные тела солдат, земля изрыта следами от бомбежек.
На подступах к Сталинграду мы заняли Сиротинский плацдарм. События развивались стремительно – мы приготовились обороняться с запада, а враг ударил с востока: шли танки и автоматчики. Штаб полка в спешном порядке эвакуировался, наш взвод остался обороняться, но вскоре поступила команда отступать. Под покровом ночи мы перелесками и оврагами вышли на берег Дона, переправились через реку и попали на своих – I гвардейскую дивизию.
В боях под Сталинградом участвовал до конца. В памяти остались бесконечные бомбежки, обстрелы, особенно тяжелым был сентябрь 1942 г. В сентябре – ноябре противник предпринимал яростные попытки выйти на Волгу. Наконец, 11 ноября немцы были отбиты, а 119 началось контрнаступление советских войск, завершившееся окружением 22 дивизии противника. Гитлер приказал окруженным сражаться до конца и даже произвел Паулюса в генерал – фельдмаршалы. К 31 января – 2 февраля 1943 г. окруженная группировка врагов была уничтожена, свыше 90 тысяч солдат и офицеров сдались в плен.
Главный вопрос для меня – как я смог уцелеть в тех тяжелых боях, когда вся телогрейка была рваной от осколков? Один сослуживец, мы его прозвали «провидцем» за умение определять по виду солдат, погибнет он или нет, сказал мне тогда: «Тебя побережет солдатская удача».
Во второй части солдатского пути не повезло. Под Белгородом при расчистке территории я получил множественное ранение, контузию и был взят в плен. Находился в лагере военнопленных, при его эвакуации мне удалось бежать. Шел ночами, пытаясь выйти к своим и однажды, услышав украинскую речь, вышел из укрытия и попал в руки полицаев. Они должны были поставлять здоровых мужчин для физической работы в Германию и охотились за беглыми военнопленными. Снова эшелон, попытка побега и я с еще одним убежавшим, Дмитрием Анохиным, оказался недалеко от станции Попельня Житомирской области. Жители села приютили и спрятали нас до прихода советских войск. По приказу Верховного Главнокомандующего лица, побывавшие на оккупированной территории, должны были пройти госпроверку. Нас отозвали из действующей части и отправили в Пермскую область - сначала в г. Губаха, а затем в г. Кизел на шахту им. Ленина. Проверка была недолгой, несколько раз со мной беседовали следователи. Вскоре я был расконвоирован, на шахте проработал в общей сложности 1,5 года (1944-1945 гг.). Такова была моя военная судьба ».
Через все испытания Александ Максимович пронес мечту - быть учителем истории. Неожиданно для него эта мечта стала явью, а судьба свела его с нашим вузом. В 1946 г. он поступил в Уральский государственный университет им. А. М. Горького на историко-филологический факультет. После окончания УрГУ (1951 г.) работал учителем и завучем в школах г. Свердловска. А. М. Лушников был одним из пяти педагогв страны, кто взялся за проведение эксперимента по созданию нового учебного предмета - обществоведения и успешно провел урок в своей школе (1959 г.).
Александр Максимович участвовал и в написании учебника по обществоведению, который впоследствии переиздавался 4 раза. Почти 20 лет он преподавал в школе историю и обществоведение, получил звание "Заслуженный учитель РСФСР", но пытливый ум педагога-ученого вел его дальше. В 1964-1967 гг. он уже становится заведующим лабораторией НИИ содержания и методов обучения АПН РСФСР, учится в заочной аспирантуре и защищает кандидатскую диссертацию по педагогике. В 1967 г. его приглашают работать в наш, тогда еще педагогический институт, на должность проректора по научной работе. В ней он проработал 21 год - до 1988 года, пять лет, с 1975 по 1980 гг., возглавлял кафедру педагогики. При его активном содействии был открыт музей истории нашего университета. Впоследствии Александр Максимович работал профессором-консультантом кафедры теории и истории педагогики, затем - кафедры общей и социальной педагогики.
А.М. Лушников - автор более 60 научно-методических трудов: учебников, учебных пособий, хрестоматий, летописей. Среди них особо стоит выделить: учебное пособие "Преподавание обществоведения в средней школе" (в двух частях - 1969 г. и 1976 г.), написанное в соавторстве с нашим уральским историком Д. П. Чакиным; первый в постсоветской России учебник "История педагогики" (1995 г.) который до сих пор является настольной книгой для преподавателей и студентов; Хрестоматию по истории социальной педагогики (2001 г., составлена в соавторстве). К 70-летнему юбилею нашего вуза А. М. Лушниковым была проведена большая исследовательская работа и подготовлена историческая летопись Уральского государственного педагогического университета - с 1930 по 2000 гг.
Народный учитель. - 1985, №5. Днепрова Т. П. Педагог - живое звено в цепи поколений //Народный учитель. - 2012, №8.
|